Сигналы конфликта

18 Фев 2012, Автор: admin

звоночкиКак уже говорилось ранее, первыми навыками для разрешения конфликтов являются способность посмотреть на ситуацию как на нераскрытую возможность и умение следить за появлением сигналов конфликта. К таковым мы отнесем напряжение, недоразумение, инциденты, дискомфорт и кризис. Эти пять сигналов могут показать, что назревает или уже разразилась неприятная ситуация. Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы предотвратить развитие конфликта. Если Вы отловили определенные сигналы, как не довести события до точки кипения?

Напряжение.

Напряжение – довольно очевидный сигнал. Наверняка, Вы можете припомнить ситуации, когда ваше восприятие личности другого человека и его действий становилось искаженным. Чувства по отношению к нему ухудшаются. Взаимоотношения обременяются грузом предвзятых мнений и негативных установок. Любое взаимодействие становится источником постоянного беспокойства. Сложившаяся ситуация напоминает бочонок с порохом – взорвется от малейшей искры. Примером может служить следующая история. За обедом муж просит у жены передать соль, а она вместо простого действия взрывается: «Значит, тебе не нравится моя стряпня?!» Скорее всего, это проявление накопленного напряжения, и просьба партнера – это только повод его сбросить. Может быть, муж несколько раз поздно пришел домой, не предупредив супругу. А она сделала определенные выводы, хотя и не имела достаточных оснований. Бывает, что она накопила негатив где-то в другом месте, с другими людьми, и эта энергия просится наружу. Вся история могла быть простым недоразумением, но в атмосфере накопленного напряжения она очень быстро переросла в открытый конфликт.

Что делать? Если Вы почувствовали, что похожи на натянутую струну, что смотрите на партнера предвзято и с негативом, проанализируйте, что конкретно Вам не нравится, что явилось причиной вашего напряжения? Тогда появится возможность либо поговорить с человеком и объяснить, что Вам не по душе, или просто предупредить его о вашем напряженном состоянии. Кстати, очень хорошо, если в вашем арсенале есть методы, которые помогают Вам прийти в состояние равновесия. Это могут быть и дыхательная гимнастика, и физическая активность, и поход по магазинам, и беседа с другом, и многое другое.

Недоразумение.

Если напряжение – это сигнал эмоциональный, то недоразумение – это звонок логический. Ложные выводы из ситуации, нечетко или не однозначно выраженная мысль, отсутствие взаимопонимания – все это характеристики недоразумений. Ложные выводы и эмоциональный накал часто связаны. Как неверная интерпретация может привести к эмоциональной нестабильности, так и нервозность может заставлять видеть ситуацию в искаженном свете.

Выходом может быть обычное прояснение: «Что ты имеешь в виду? Я понял тебя вот так, а это ли ты пыталась до меня донести?» Уточняйте, говорите, что Вы услышали, как поняли, как проинтерпретировали ситуацию, и поводов ссориться станет меньше. Об этом еще можно почитать в статье “Как сделать так, чтобы Вас поняли”.

Инциденты.

Инцидент – это незначительное событие, которое часто пропускается, незаметно кладется в копилку происшествий, которые, кажется, не стоят того, чтобы заострять на них внимание. Обычно эти мелочи вызывают небольшое волнение или раздражение, которые быстро проходят. Однако, если такие мелкие сигналы накопились, то они могут в определенный момент сложиться в неправильную картину о происходящем и привести к конфликту. Выше приведен пример с солонкой. Инцидентом могла стать невнимательность мужа, который не предупредил жену, что задержится. Она решила не устраивать сцен в тот момент, но ситуация заронила в ее сознание зерно сомнения. Несколько таких инцидентов через некоторое время могут привести к открытой ссоре.

Если Вы сформируете у себя привычку отмечать мелкие и недлительные эмоции, которые возникают по незначительным поводам, то сможете быстро нейтрализовать влияние этих «звоночков» прямым прояснением действий партнера либо сосредоточитесь на более внимательном наблюдении ситуации, чтобы подготовить себя на случай  неблагоприятного развития событий.

Дискомфорт.

Говоря о дискомфорте, мы имеем в виду интуитивное ощущение, что что-то идет не так, хотя выразить, что происходит, словами очень трудно.

В подобных случаях полезно к интуиции прислушаться. Она помогает нам, по крайней мере, задуматься, можно ли что-то сделать, чтобы убрать это ощущение. Или хотя бы заставит нас быть более внимательными. Если научиться слышать тонкие сигналы дискомфорта и вовремя опознавать инциденты, можно предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и тем более кризиса.

Кризис.

Проявления кризиса очевидны. Разрыв отношений с любимыми, коллегами, друзьями четко дает понять, что, скорее всего, мы имеем дело с уже состоявшимся конфликтом, разрешение которого зашло в тупик. Таким же очевидным признаком накаленного конфликта является насилие (физическое или моральное). В такой ситуации обычные нормы поведения теряют свою силу, и люди скатываются до ожесточенных споров, оскорблений, теряя контроль над эмоциями. Более того, человек становится способным на крайности в своем воображении или на самом деле. В этом случае можно констатировать факт, что предотвратить развитие конфликта не удалось. Нам придется решать, будем ли мы смягчать ситуацию? Или, может быть, оставим все как есть, справимся со своими эмоциями и подумаем, как не допустить подобного в будущем. О способах преодоления открытого конфликта мы чуть позже обязательно поговорим.

Итак, развитие конфликта характеризуется следующими сигналами: дискомфорт – инциденты – недоразумения – напряжение – кризис. Сложнее всего уловить дискомфорт, ярче других проявляется кризис. Советы психолога сводятся к побуждению быть более внимательными к своим состояниям, различать сигналы конфликта, и предотвращать сам конфликт как можно раньше.

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!
Давайте дружить в социальной сети!

Отзывов (18) на «Сигналы конфликта»

  1. Искандер пишет:

    Осознанность превыше всего!

Ваш отзыв