Как сформировать навык?

22 Май 2012, Автор: admin

Вспомните, что Вы чувствуете, когда смотрите, как виртуозно владеет мячом футболист или баскетболист, как грациозно двигается в танце пара, как отточены движения мастера восточных единоборств. Дух захватывает! Правда? Но если попытаться сделать то же самое, скорее всего нас постигнет разочарование – не получается так же быстро, гладко, красиво. «Навыка нет!» – мелькает в голове догадка. А как сформировать навык?

Как ни странно, но ответ содержится уже в определении самого понятия. «Навык – деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма», – объясняет Википедия. Оказывается, что овладение любым навыком проходит через 4 стадии. Давайте рассмотрим этот процесс на примере обучения езде на велосипеде.

Когда-то Вы даже не знали, что такое велосипед, и не думали, что у Вас возникнет желание научиться на нем ездить. На этой стадии Вы – бессознательно необученный.

Пришло время, и Вы увидели двухколесное чудо и человека, который способен передвигаться на нем гораздо быстрее, чем Вы ходите или даже бегаете. Наверное, в этот миг Вы испытали сильное желание научиться ездить на велосипеде. Однако Вы совершенно точно знали, что делать этого не умеете. Теперь Вы стали сознательно необученным.

Вы начали учиться. Выбрали достаточно безопасное место. Через час-другой Вы, наверное, уже сможете проехать по прямой почти без падений. Вы способны удерживать равновесие, но это требует от Вас значительной сосредоточенности и усилий. Теперь Вы имеете сознательный навык.

Если Вы будете закреплять и совершенствовать  полученные умения периодическими тренировками, то уже через несколько месяцев Вам не придется обращать внимание на технику езды. Вы сможете запросто объезжать препятствия на дороге, на автомате регулировать скорость, и получать приятное удовольствие от велосипедных прогулок. Теперь процесс езды стал неотъемлемой частью Вас самих. Это и называется подсознательным навыком или просто навыком.

Абсолютно не важно, что Вы тренируете: движения, мышление или восприятие. Процесс получения навыка один и тот же. Дмитрий Емец в одной из своих книг сказал:

«Чтобы освоить любое новое движение нужно правильно повторить его семь тысяч раз. Если вы талантливы, то шесть. Безумно талантливы – пять с половиной. Гениальны – пять тысяч, но никак не меньше! А то сделают двадцать раз и ноют: не получается! Я бездарен…»

Так что, не отчаивайтесь, тренируйтесь, повторяйте, и через некоторые время очередной заветный навык станет вашим!

Если Вы нашли информацию полезной, поделитесь ею с друзьями в соц сетях :) 

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!
Давайте дружить в социальной сети!

Отзывов (7) на «Как сформировать навык?»

  1. Елена пишет:

    Когда навык закрепляется на подсознательном уровне, это приносит удовлетворение и позволяет, иногда, делать сразу несколько дел. Я, к примеру, очень люблю вязать, но посвящать этому отдельное время нет возможности. На помощь приходит навык, доведенный до автоматизма: вяжу во время просмотра интересной передачи или нужного вебинара.

  2. Татьяна пишет:

    Повторение – мать учения! Когда я только начинала учиться массажу, руки мои были как будто деревянные. Но с дальнейшими занятиями движения рук становились более плавными, руки обретали и мягкость и силу одновременно. Вот так и формируется навык! Спасибо за статью :)

    • admin пишет:

      У меня такая же история, но с ногами в аргентинском танго :) Татьяна, рада Вас видеть!

  3. Алексей пишет:

    Нужно делать много повторений, если хочешь чтоб это движение или действие отточить до автоматизма или на уровне подсознания.

  4. Жанна Лира пишет:

    7000… Много… Остается один выход – потратить немного времени на то, чтобы проанализировать и разбить незнакомые действия на череду знакомых, иначе на то, чтобы овладеть более-менее сложным навыком, выделяя по 1 часу в день, понадобится 19 лет.

    • admin пишет:

      Жанна, не воспринимайте все так серьезно. Некоторые навыки вырабатываются как-то между делом, а над некоторыми приходится трудиться годами. Главное – не остыть, и даже когда очень трудно и не верится в успех, продолжать тренировки.
      Один из моих учителей по танцам очень любил рассказывать историю, как к нему на занятия пришел мальчик, у которого ничего не получалось. Ученик не слышал музыку, был плохо скоординирован, тяжело усваивал даже простые движения. И это продолжалось 4 года. Мальчик приходил на занятия, учитель не акцентировал внимания на его медленном продвижении и относился к его обучению примерно так: “Ходит – и хорошо. Главное – не бросает”. А через 4 года мальчика как подменили: он затанцевал, да так, что это оценили на многих очень продвинутых соревнованиях.

Ваш отзыв